Профессия "педагог" – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги.
Насколько важно то, как выглядит учитель?
На что обращают внимание ученики, общаясь с учителем?
Должен ли учитель заботиться о своём имидже?
Давайте сначала разберёмся, что же такое "имидж"?
Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Под элементами имиджа следует понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.
Что же думают об имидже учителя мои ученики?
Об этом я спросила их на одном из классных часов.
И вот как они ответили на мои вопросы:
1. На что вы обращаете внимание в первую очередь при встрече с учителем?
63% - на отношение к ученикам;
58% - на манеру общения с учениками;
33% - на характер;
21% - на одежду;
17% - на причёску;
13% - на возраст;
8% - на лицо;
4% - на макияж.
В строке "Свой ответ" 4% написали: на всё.
2. Какие качества учителя вы цените больше всего?
79% - умение объяснять учебный материал;
50% - чувство юмора;
38% - доброжелательность;
33% - общительность;
4% - принципиальность.
В строке "Свой ответ" 4% написали: красота.
Пункт "строгость" не выбрал никто.
3. Важно ли для вас то, как выглядит учитель?
46% считают, что внешность - это не главное;
29% утверждают, что внешний облик учителя имеет для них большое значение;
13% всё равно.
В строке "Свой ответ" 4% написали, что главное для них, чтобы учитель был аккуратным и опрятным.
4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
50% считают, что учитель должен быть одет современно, но по-деловому;
50% заявили, что учитель имеет право одеваться так, как хочет.
Пункт "учитель должен выглядеть красиво и молодёжно" не выбрал никто.
5. Что, по-вашему, недопустимо в облике учителя?
58% - неряшливость;
50% - очень короткая юбка;
46% - яркий макияж;
42% - глубокое декольте;
13 % - джинсы.
Пункт "отсутствие маникюра" не выбрал никто.
6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?
50% считают, что личная жизнь учителя не должна интересовать учеников;
33% интересуются семьей учителя;
21% ответили, что им всё равно;
8% не прочь побывать у учителя дома.
7. Влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?
58% ответили положительно;
38% ответили отрицательно;
4% затрудняются ответить на этот вопрос.
Подведём итоги опроса.
Внешний облик учителя для большинства учеников 8А класса не главное. Зато они ценят то, как преподаватель относится к своим ученикам, а также обращают внимание на его манеру общения с ними.
Учитель должен понятно объяснять учебный материал и вместе с тем обладать чувством юмора.
К одежде учителя ребята не предъявляют жёстких требований, они считают, что учитель имеет право одеваться так, как хочет, но большее расположение вызывают у них преподаватели, которые предпочитают современную, но деловую одежду. Ученики не хотят видеть своего учителя в очень короткой юбке и с глубоким декольте. Недопустим также, по их мнению, слишком яркий макияж.
Преподаватель всегда должен помнить о том, что для большинства учеников его имидж влияет на отношение школьников к тому предмету, который он преподаёт.
Что касается личной жизни учителя, то многие ученики осознают, что для них это запретная тема. Хотя есть и любопытные дети, которых интересует семья учителя и которые хотели бы побывать у учителя в гостях.
Имидж учителя - своеобразный инструмент, помогающий ему выстраивать отношения с окружающими: учениками, родителями, коллегами.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.
Помните: привлекательные люди...
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора;
- естественно себя ведут;
- веселы;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко в общении.
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке.
Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
- высокая самооценка и уверенность в себе;
- вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
- социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”);
- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!
Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, с чего надо начинать?
С улыбки!
Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.
Как одеться?
В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.
С социальным статусом, кроме цены, связан и силуэт одежды. Многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”.
Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару.
С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)
Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.
Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня).
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, то есть надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Многозвучным и разным должен быть и наш голос.
Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.
Поэтому учитель должен обращать внимание на то, КАК он говорит.
Слишком тихий заставляет учеников переспрашивать друг друга, шуметь, отвлекаться.
Слишком громкий голос очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью.
Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр.
При бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни.
Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи).
Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету.
Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету.
Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”.
Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.
В заключение хочется сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д.
Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Источник статьи: festival.1september.ru
Большое спасибо Головко Ольге Николаевне, автору статьи "Имидж современного учителя (советы начинающим)", за предоставленную информацию.