четверг, 7 января 2010 г.

10 советов о том, как сделать пост читабельным

Чем мне нравится моя профессия, так это тем, что периодически, помимо отпуска, появляется возможность отдохнуть от любимой работы (не надо писать планы и проверять тетрадки!) и заняться чем-нибудь не менее интересным.

Вот и сейчас, в разгар зимних каникул, я решила прояснить для себя один очень важный вопрос. А волнует меня в данный момент вот что: как сделать посты в блоге читабельными и аппетитными, такими, чтобы читатель не смог оторваться от них!

Не думала, что для меня, учителя русского языка, это станет предметом исследования. Но почему бы и нет?! Одно дело - писать конспекты, доклады, сочинения, рефераты, а другое дело – писать посты! Тут иной, особенный подход нужен. Хотя и школьный багаж знаний здесь очень даже пригодится. Ну никак блогеру не обойтись без всяких литературных фишек!

Итак, в этой статье я решила обобщить все изученные мною материалы по данной теме, а также внести собственное вИдение вопроса.

Начнём!

1. Выбираем тему

Она может быть любая! Главное – тема должна быть интересна в первую очередь автору поста. Напишите о том, что вас взволновало, заинтересовало, произвело впечатление. Вы должны почувствовать вдохновение! Как поэт или художник. Приступайте к написанию статьи с удовольствием, с желанием!

И ещё один важный момент, имеющий отношение к теме вашей статьи. В русском языке есть такое понятие, как узкая и широкая темы сочинения. Приведу простенький пример для тех, кто забыл. «Новый год» - это широкая (обобщённая) тема, а «Новогодний вечер в классе» - это узкая (конкретная) тема.

Для чего необходимо это знать? Дело в том, что тема статьи должна быть узкой, более конкретной. Это советуют все опытные блоггеры. В противном случае у читателя останется непонятное, расплывчатое впечатление от поста. Если хотите сказать многое, лучше напишите несколько статей, объединённых одной широкой темой.

2. Сочиняем заголовок

Иногда заголовки наших статей – это единственное, что читает посетитель блога. Увы, но такова реальность. Поэтому надо сделать так, чтобы капризный посетитель всё-таки открыл и прочитал всю статью.

Запомните: заголовок должен вызывать интерес, быть кратким и выразительным, но самое главное – он должен как можно точнее отражать содержание статьи.

Зачастую подобрать название, привлекающее читателя, оказывается сложнее, чем написать целый пост. Но тут уж придётся потрудиться, потому что придумать эффектный, заманивающий заголовок - это уже половина успеха.

3. Подбираем эпиграф

Возможно, вы спросите: а нужен ли он вообще?

Конечно, эпиграф использовать совсем не обязательно. Но, если вы уж решили начать свой пост с эпиграфа, знайте:

  • эпиграф – это изречение, краткая цитата, помещаемая перед сочинением и поясняющая его идею, замысел автора;
  • в качестве эпиграфа можно использовать пословицу или поговорку, афоризм, а также четверостишье;
  • не забудьте указать имя автора выбранных вами строчек, если, конечно же, вы не сами их сочинили!

4. Продумываем вступление

Ну а теперь придётся немного вспомнить школьный курс по подготовке к написанию сочинения. Наверняка учитель русского языка неоднократно напоминал вам о том, что любое сочинение состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Может, это вас удивит, но грамотно построенный пост имеет такую же композицию.

Для чего нужно вступление? Чтобы заинтриговать читателя, подготовить его к восприятию статьи, ввести в курс дела.

Вступление должно быть лаконичным (то есть кратким) и ни в коем случае не должно превышать по объёму основную часть.

5. Пишем основную часть

Все ваши главные мысли должны содержаться в основной части.
Перед тем как писать основную часть своей статьи, можно составить план, то есть набросать то, о чём ты будешь писать. Это могут быть просто слова или целые выражения, то есть тезисы, а также вопросы.

Конечно же, в плане нуждается не каждый пост, например, если вы пишете философское рассуждение о чём-либо, то план в этом случае вряд ли понадобится. А вот для такой статьи, как, например, эта, он будет весьма кстати.

План – это фундамент вашего поста. Опираясь на план, можно разделить пост на микротемы (то есть на абзацы).

Некоторые блоггеры не пользуются планом вообще. Лично я – ЗА план. Мне так удобнее. План помогает мне систематизировать материалы и упорядочить мысли, не упустить важные моменты, выстроить логическую цепочку.


Кстати, многие опытные блоггеры советуют оформлять статью в виде маркированного или пронумерованного списка, так как он способствует более понятному восприятию поста, в нём выделяются основные моменты. А к каждому пункту списка можно добавить небольшое пояснение.

По сути это и есть план.

6. Продумываем заключение

Любая статья должна иметь своё логическое завершение, концовку.
Как красиво поставить точку в своём посте? Это может быть вывод из всего сказанного, мораль (как в басне), урок, который вы извлекли. Пост можно также закончить ненавязчивым советом, призывом к действию или же вопросом.

7. Каким языком писать?

Я не имею в виду сейчас русский язык или английский, или какой-то другой. Речь не об этом. Всё дело в стиле изложения.

Ваш пост должен легко читаться! Поэтому пишите живым, непринуждённым, простым языком. Не стесняйтесь, выражайте собственные эмоции!

Предложения не делайте слишком длинными и сложными. Не пишите предложение, если сомневаетесь в его смысле и правильном построении.

Избегайте повторений. Если пишете от первого лица, не нужно везде вставлять "я", достаточно написать так: "Считаю, что…", "Поверила, что…".

Избегайте очень заумных и сложновыговариваемых слов (таких, как это!).

Перечитывайте вслух то, что написали! Обязательно найдутся какие-нибудь речевые ошибки или неточности.

8. Займёмся оформлением поста

Любой блогер – это не только сам себе писатель, но и сам себе дизайнер. Поэтому он должен сделать так, чтобы посетителям было удобно читать или, по крайней мере, просматривать посты. И вот здесь вступает в действие оформление.

К оформлению относится всё то, что делает вашу статью привлекательной внешне: картинка, фон, цвет, шрифт и многое другое.

Графика, картинки, видео - всё это привлекает читателя. Не зря говорят: «Одна картинка стоит тысячи слов». Подбирая картинку, помните о том, что она должна зрительно демонстрировать то, о чём вы пишете в блоге. Но не злоупотребляйте количеством иллюстраций

Текст лучше делить на абзацы, в каждом – не более 3 предложений.

Размер шрифта не должен быть слишком маленьким и слишком большим. А цвет – приятный для глаз (неяркий зелёный, синий).

Помните правило: тёмное на светлом, а светлое на тёмном.

Можно выделить отличающимся от основного цвета или жирным шрифтом отдельные (ключевые) слова, чтобы сконцентрировать на них взгляд читателя (как это сделала я в этой статье).

Если в статье есть цитата – не забываем заключать её в кавычки.

9. Нужен ли черновик?

Как писать: сразу на чистовик или сначала в черновике? На это вопрос я не могу дать точный ответ, так как у всех по-разному получается. Кто-то испытывает потребность в редактировании своей статьи, а у кого-то слова льются рекой и всё складно получается сразу. Поэтому решайте сами!

10. Про ошибки, опечатки и прочее

Обращать ли внимание на правописание? Для меня, как для учителя русского языка, ответ однозначен: ошибкам – нет! Замечать чужие орфографические и пунктуационные ошибки – у меня это уже профессиональная привычка. Поэтому не буду загружать вас моралью о долге каждого образованного человека, а просто приведу в пример слова одного блоггера, который (заметьте!) не имеет прямого отношения к грамматике. Уж очень мне понравилось, как выразился этот парень – просто и убедительно!

Итак, цитирую: «Поверьте, неграмотную заметку читать - очень неловко. Даже непонятно, за кого больше - за автора поста, или за себя, что "слишком грамотный" и видишь чужие ошибки. Хотя на самом деле причина проста - "глаз спотыкается"".

Добавлю также, что порой мы допускаем такие ошибки или опечатки, за которые становится очень стыдно и неловко, когда обнаруживаешь их в уже опубликованной статье. Поэтому не торопитесь быстро опубликовывать статью, перечитывайте её перед публикацией!

Помните известную пословицу: "Поспешишь - людей насмешишь"

Ну вот, пожалуй, и всё. Конечно, эту тему можно развивать и развивать, но тогда уж слишком длинный пост получится. А это противоречит блогерским правилам.

Между прочим, вышло даже что-то вроде алгоритма про то, как писать статью в блог.

А закончить свой пост я хочу переделанной фразой известного классика: «В статье блогера должно быть всё прекрасно: и заголовок, и оформление, и содержание, и стиль!»

Ещё по этой теме вы можете прочитать эти очень полезные статьи:

Как писать посты в блог правильно Подача контента Как писать статьи 21 факт о блоговодстве Маленький дизайн-анализ больших блогов

2 комментария:

  1. Спасибо за советы! Читала не отрываясь. Кстати, что это за переделанная фраза?

    ОтветитьУдалить
  2. А фраза такая: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". А принадлежит она русскому писателю А.П.Чехову.

    ОтветитьУдалить