вторник, 22 июня 2010 г.

О дефиците уважения

Дефицит уважения испытывает сегодня, пожалуй, каждый работающий в современной школе учитель, независимо от своего возраста и педагогического стажа.

Похоже, прав был Жак Барвэн, утверждая, что "...уважение к учительству - утраченная традиция".
 Печально, но факт!


 Демократическая мода распространяет свои ценности и на сферу отношений ученика с учителем, и это ведет к принижению роли учителя. Послушание, почтительность, корректность, такт - эти качества забыты многими школьниками, как дурной сон.
В конце учебного года я решила узнать, что думает по этому поводу мой 8 А класс. С этой целью ещё в мае я провела среди своих учеников опрос, результатами которого я хочу сейчас поделиться с читателями "Нашей территории".

Итак, на первый вопрос: "Как вы относитесь к своим школьным учителям?" - большинство опрошенных - 67% - ответили, что уважительно, но лишь к некоторым педагогам, всего 7% ребят уважают всех учителей без исключения, а 8% испытывают к педагогам открытую антипатию или скрытую враждебность.

На второй вопрос: "Достоин ли учитель уважения?" - восьмиклассники ответили так: 46% учеников считают, что уважать учителя можно только в том случае, если он заслужил это уважение, 42% утверждают, что уважать учителя - это долг каждого ученика, а 13% думают, что уважать педагога совсем не обязательно.

На третий вопрос о том, как ведут себя ученики, если в их присутствии одноклассники проявляют к учителю неуважение, я получила такие ответы: 38%  равнодушно наблюдают за происходящим, 25% с интересом следят за тем, как будет развиваться ситуация дальше, 17% в душе не поддерживают таких ребят, но вступиться за учителя им не хватает смелости, 8% с удовольствием присоединяются к нападкам на учителя,
другие 8% ведут себя когда как и только 4% заступаются за учителя.

По четвёртому вопросу (Как вы поступаете в случае возникшего конфликта с учителем?) мнения ребят разделились следующим образом: 63% в первую очередь анализируют собственное поведение, 29% пытаются разрешить конфликт мирным путём, например, приносят учителю свои извинения, 8% в любой ситуации считают виноватым только учителя, 8% начинают открыто мстить учителю за несправедливое к себе отношение, 4% ничего не делают или отстаивают свою позицию.

Следующий вопрос я задала ребятам для того, чтобы узнать, как они оценивают профессию учителя вообще.
Подавляющее большинство учеников - 88% - признаёт, что быть учителем в настоящее время очень сложно, 17% считают, что это интересно, 13% - неблагодарно, 8% - непрестижно, 8% - унизительно, 8% - почётно.


Не секрет, что отношение к педагогам формирует у школьника прежде всего его семья. Поэтому последний вопрос был задан мной для того, чтобы узнать, насколько бывают корректны родители моих учеников, оценивая в семейной беседе того или иного учителя.

Итак, на вопрос о том, как отзываются родители моих учеников об учителях в присутствии своих детей, ребята ответили так: 50% учеников утверждают, что родители в их присутствии говорят об учителях только положительно, 25% - что в их семье учителей вообще не обсуждают в присутствии детей, 21% - что выброчно (о ком-то хорошо, о ком-то плохо), а 4% признались, что их родители постоянно критикуют педагогов.

Анализируя результаты проведённого опроса, я подумала о том, что проблема уважительного отношения школьников к педагогам сегодня весьма актуальна потому, что многие ученики и родители совершенно забыли о существовании основных принципов, лежащих в основе взаимоотношений Ученика и Учителя. Только соблюдение этих законов может гарантировать успешное течение учебного процесса.

Но о них - в следующей статье!

2 комментария:

  1. Уважения то сейчас очень не хватает....

    ОтветитьУдалить
  2. Уважение пропадает нетолько к учителям!Я стала замечать,что с каждым годом становится все хуже и хуже!Сначала это были технички и охраник,потом учителя,сейчас я вижу,что уважения нет и между учениками!И даже между некоторыми друзьями!!Скоро все вообще забудут что такое уважение!!

    ОтветитьУдалить