вторник, 29 сентября 2009 г.

Что и кто поможет школьнику чувствовать себя успешным?

У меня, как у классного руководителя, немало обязанностей и забот, ведь классный руководитель - это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчётное лицо, и контролёр учебного процесса.

Больше всего меня волнует, конечно же, успеваемость моих учеников.

В связи с этим у меня часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала, выставления оценок в дневники, бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Казалось бы, об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель ведь не может быть репетитором по всем предметам. Но зато он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Одним из факторов, влияющих на успешность и успеваемость школьника, является эмоциональная наполненность среды.

В классах, где все дети успешны и уважают друг друга, всегда высокий уровень положительной эмоциональной наполненности.

Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
• дети не чувствуют свою значимость;
• с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
• детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

Для того чтобы оценить уровень эмоциональной наполненности в своём классе, я провела в небольшое исследование. Вот как ответили ребята на предложенные вопросы:

1. Чувствуешь ли ты себя нужным?
69% опрошенных учеников ответили положительно,
8% - отрицательно,
23% - не задумывались.

2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?
31% - да,
12% - нет,
58% - не задумывались.

3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?
58% - да,
12% - нет,
31% - не задумывались.

4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?
62% - да,
19% - нет,
31% - не задумывались.

5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?
69% - да,
8% - нет,
23% - не задумывались.

6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?
23% - да,
69% - нет,
15% - не задумывались.

7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителями?
69% - да,
23% - нет,
8% - не задумывались.

8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?
65% - да,
23% - нет,
12% - не задумывались.

9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?
73% - да,
23% - нет,
4% - не задумывались.

10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?
50% - да,
27% - нет,
23% - не задумывались.

Для того чтобы определить долю (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой, я высчитала сумму балов по каждому опросному листу (за каждый положительный ответ +1 балл, за отрицательный -1 балл, за ответ "не задумывался" 0 балов).

В итоге у 85% учащихся суммарная оценка получилась положительная, а у 15% - отрицательная.

Что это значит?
Это значит, что в нашем коллективе уровень положительной эмоциональной наполненности достаточно высокий, то есть большинство ребят в классе ощущает себя комфортно. Но есть и такие ребята, которые нуждаются в помощи и поддержке как со стороны учителей и одноклассников, так и со стороны родителей.

Эмоциональная среда не единственный фактор, который влияет на успешность и успеваемость школьников. К таким факторам можно отнести и сложность учебного предмета.

Я попросила ребят написать название того предмета, который вызывает у них наибольшие трудности, а также указать их причины.

Результаты таковы:
у 38% затруднения вызывает история,
у 27% - русский язык,
у 23% - алгебра и физика,
у 19% - геометрия,
у 12% - английский язык,
у 8% - география,
у 4% - биология и литература.

Ребята указали следующие причины:
42% не понимают предмет,
15% считают, что у них пробелы в знаниях,
4% не хватает времени для подготовки к урокам или поменялся учитель.

Таким образом, нам всем - и классному руководителю, и ребятам, и их родителям - есть над чем работать, потому что проблемы в учёбе в нашем классе были и есть на сегодняшний день.

Проведённый анализ помог нам выявить некоторые причины наших проблем.

Так что есть над чем потрудиться!
Источник статьи: manager-edu.mcfr-ep.ru

2 комментария:

  1. Марина Анатольевна, замечательная статья! Много интересного! Очень приятно, когда классному руководителю не мало важна значимость каждого ученика!Огромное спасибо, за то что тратите на нас очень много сил и времени))))

    ОтветитьУдалить
  2. Ксюша полностью с тобой согласна! Статья как всегда отличная! Очень приятно, что классный руководитель помогает и понимает нас!))

    ОтветитьУдалить