вторник, 18 августа 2009 г.

SOS: Помогите попавшим в сеть!

По данным различных исследований на сегодняшний день каждый десятый человек является Интернет-зависимым.

Впервые это расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом.

Он выделил основные симптомы расстройства, а именно: дистресс от использования Сети, а так же ущерб физическому, психологическому и социальному статусу.

За год до этого психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала тест-опросник, направленный на выявление Интернет-зависимости. Из 500 результатов большинство соответствовало критериям расстройства. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.

Признаки Интернет-зависимости

Вот некоторые признаки, выделяемые К. Янг для выявления Интернет-зависимости у человека:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет.
3. Мысли и фантазии об Интернете.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит на Интернет слишком много времени и денег.

Почва для Интернет-зависимости

Во-первых, Интернет является практически неограниченным и доступным источником информации.
В любое время суток, не выходя из дома, без особых усилий ты можешь получить массу всевозможной информации, причём, как нужной, так и ненужной, так как фильтрование в Интернете минимальное, поэтому возникает такое явление как «информационный мусор».


Следует также принять во внимание, что среди по-настоящему ценной информации могут оказываться заведомо ложные источники. Человек, не отличающий такие источники, может серьезно пострадать из-за подобной лжеосведомленности. Это происходит потому, что в сознании закрепилась «презумпция правдивости» любой поступающей извне информации. Поэтому никогда не доверяйте слепо подозрительным источникам, а полученные сведения постарайтесь подтверждать с нескольких ресурсов (необязательно ресурсов Интернета).

Во-вторых, Интернет открывает перед человеком широчайшие возможности.
В Интернете можно делать всё что угодно: общаться, заводить знакомства, учиться, зарабатывать деньги, читать, смотреть видео, создавать собственные сайты. Благодаря упрощенным системам создать свой сайт на любую тематику может даже первоклашка, что значительно расширило объем Всемирной Паутины. И, пожалуй, не совсем в лучшую сторону. С одной стороны, появилось больше узкоспециализированных ресурсов, но в основном на любительские темы, а с другой – срабатывает принцип «а я что, оранжевый?» и потоком текут совершенно бессмысленные сайты, вопящие, что именно они самые крутые и таком духе. Именно здесь кроется одна из ловушек.


Привожу цитату из высказывания одной из потенциальных «мух» – создательницы популярного в определенных кругах игрового сайта по серии книг-фентези: «Проводила здесь по 6-7 часов, не высыпалась… Если честно, то это сильно мешает учебе, поэтому я хочу вскоре передать управление сайтом другому человеку». Выводы можно сделать самим. Очень часто в Паутину попадаются те, кто поначалу ею управлял (или думал, что управлял).

В-третьих, пожалуй, нет такого Интернет-ресурса, который хотя бы в одном своем проявлении не был бы связан с общением.
Форумы, чаты, почта, конференции, такие глобальные участки Сети, как «Одноклассники» и «ВКонтакте», знакомы сейчас всем. Это самая заманчивая часть Интернета. По популярности с ним можно сравнить разве что онлайн-игры.


Чем же хороши ресурсы общения? Смешной вопрос. Ты можешь легко связаться с человеком, живущим в другом уголке страны, а если знаешь английский, то и во всем цивилизованном мире найдешь себе собеседника.
При всем этом человек в Интернете сам определяет для себя рамки анонимности. Хочешь – расскажи о себе все, вплоть до цвета подгузников, которые ты носил в детстве. Не хочешь? Тогда создай новую личность, альтер-эго – и никто не узнает, что бунтующий панк, сыпящий на форуме глубокомысленными буквами с троеточиями – это скучающая пенсионерка, которой дети подарили компьютер для досуга. Но это еще безобидный случай – а ведь нередки случаи, когда «альтер-эго» создается с изначально нехорошим умыслом, вплоть до уклона в криминал.


И вообще – анонимность притягивает. Она дарует свободу, невозможную в настоящей жизни, или, как выражаются «мухи» – «в реале». Когда личность скрыта, есть возможность принять больший эмоциональный риск и высказать свое мнение в провокационных вопросах – о религии, абортах, эвтаназии – не боясь противоречить общественному мнению.

Общение в Сети создает иллюзию благополучия, от которой трудно отказаться. Так что можно сказать, что нигде человек не может быть так правдив, как в Интернете, но мало где еще он лжет в таких количествах.

Группа риска

По мнению Кимберли Янг, в группу риска попадают люди с определенным типом характера. Зависимость от Интернета имеет свои особенности – хотя привыкание происходит на психическом уровне, абстинентный синдром едва ли не так же тяжел, как, например, при зависимости химической. Психиатры склонны сравнивать интернет-зависимость с чрезмерным увлечением азартными играми.

Таким образом, интернетоманию относят к нехимической зависимости (интернетомания – навязчивая потребность в использовании Сети, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психиатрическими синдромами – к примеру, бессознательное движение пальцами, как по клавиатуре).


Как и у любой другой зависимости, здесь проявляется такой эффект, как толерантность – то есть привыкание и уменьшение эффективности, что влечет за собой увеличение «дозы», в данном случае – времени, которое тратится на Интернет.

Хотя интернетомания и относится к нехимической зависимости, она приносит и физический вредзаболевания глаз, искривление позвоночника (сколиоз), ослабленность и деформация мышц, снижение иммунитета и т. д.

Интернет-зависимость и официальная медицина

Официально медицина пока не признала Интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании Интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бОльшим и бОльшим дозам.

Но в случае с Интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.

Таким образом, можно определить Интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

Статистика


По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6 %.

Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, Интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира.
Например, в Финляндии молодым людям с Интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Классификация Интернет-зависимости, её причин и симптомов

Основные 5 типов Интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствамбольшие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимостьнавязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребностьигра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Киберсексуальная зависимостьнавязчивое влечение к посещению порносайтов.

Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте Интернет-зависимости: 1. Чаты — 37 %
2. Многопользовательские игры — 28 %
3. Телеконференции по сети — 15 %
4. Электронная почта — 13 %
5. Сайты Всемирной паутины — 7 %
6. Иные сетевые протоколы (ftp, gopher и пр.) — 2 %

Анализ показывает, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Интернете.

Интернет-зависимость и проблемы в семье

Наиболее разрушительной Интернет-зависимость оказалась для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые он-лайн знакомые. Существует проблема "компьютерных вдов" (cyberwidow) - это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой.


Проблемы в семье, как правило возникают в результате недостатка внимания к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимого человека только усугубляют положения отношения в семье. Так как Интернет-зависимый человек поглощает много информации и возможно знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряженность и обеспокоенность. Семейные скандалы могу лишь повредить человеку еще больше психику.

Лучший способ решить проблемы семьи - это любовь и взаимопонимание и мудрость домочадцев. Плавно выводить человека на семейное позитивное общение и главное увеличивать совместное общение. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Интернет и дети

Материалы Интернет касаются проблем взаимоотношений детей и Сети, проблем Интернет-образования. Указывается на чрез­мерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на "ком­пьютерных детишек" не нарадуются, дети растут тихими, замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума.

У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформи­рованы навыки живого человеческого общения.

Психологи внимательно изучают проблемы, возникающие у одаренных детей от общения с компьютером. Поскольку возможные трудности в социальной адаптации у ребенка не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как Интернет-зависимость, игровая компьютерная наркомания и т.п.


Специальное внимание необходимо уделить и феномену хакерства. Если у одаренных детей наблюдается опережение/отставание развития разных психических функций, то эта дисгармония усиливается. В результате не исключено появление маленького монстра. Ребенок не является личностью, у него еще нет волевой регуляции. Для него взрослый воспитатель является внешней волей. Взрослый должен управлять развитием ребенка.

Дистанционное Интернет-образование может быть полезно для особо одаренных детей или для тех, кто удален географически, или для детей с ограниченными возможностями. Для обычной же школы Интернет - всего лишь некое техническое подспорье. Детям все равно нужно общение с учителем, живым человеком.

Опасности, с которыми дети встреча­ются непосредственно в Сети

1. Злоупотребление доверием детей при общении Сети. Их могут соблазнить на совершение непристойных действий.

2. Доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, его может не быть в школе, в библиотеке. Специалисты обращают внимание на Интернет-кафе, получающие развитие в России, где ребенок, даже если дома родители установили программный запрет на секспросмотры, получает доступ к порно.

3. Неподходящий контент – сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.

4. Сетевые игры с насилием. Дети, много играющие в DOOM , QUAKE и пр. ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

Источники статьи:
www.psyhelp.ru/
ru.wikipedia.org
www.detionline.ru/
timix.nios.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий