понедельник, 3 августа 2009 г.

Знаете ли вы правила сетикета?

Вы решили стать участником какого-нибудь Интернет-сообщества (например, нашего блога)? Тогда вам необходимо ознакомиться с правилами поведения и общения в нём. Для чего это нужно? Чтобы чувствовать себя комфортно, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, чтобы собеседникам было приятно с вами общаться. Итак, не поленитесь и прочитайте эти советы! Я уверена, они вам пригодятся.

Что такое "сетевой этикет"?
Это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Соблюдение этих правил поднимет ваш авторитет, и вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.

Как соблюдать сетевой этикет?
На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - он такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Не стоит делать вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе - ругаться матом, разжигать национальную рознь, оскорблять людей и т.д. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной.

Кто такой модератор?
В любом сообществе, чате или в форуме существует свой модератор - главный человек, обычно, создатель данной тусовки. Основная задача модератора - поддержание порядка в сообществе, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на личности, отслеживание и пресечение всевозможных технических нарушений. Именно модератору принадлежит право решать, кого допустить к дискуссии, а кого отстранить. Какую тему поддержать, а какую - прикрыть, чьи сообщения оставить, а чьи - удалить. Работать модератором непросто, и его труд заслуживает уважения. Ругаться с модератором - не только бесполезно, но и опасно: вас просто исключат из этой тусовки. Не нравится модератор - найдите другую тусовку. Или создайте свою, где все будут жить по вашим правилам.

Средства модерирования
Модератор - это не надсмотрщик и не палач, а человек, поддерживающий в сообществе порядок и комфортную атмосферу. Самый лучший модератор - это тот, чья деятельность практически не заметна. В процессе своей работы модератор пользуется различными средствами. Он обладает некоторыми чисто техническими возможностями (блокировка пользователей, удаление сообщений, перенос темы в другой форум, закрытие темы и так далее), однако основным средством работы для него является переписка с нарушителями - открытая (непосредственно в форуме, в виде писем, которые прочитают все присутствующие), а также закрытая (когда нарушители предупреждаются по электронной почте).

А если модератор не прав?
Публично обсуждать действия модераторов категорически запрещено. Иначе это может вылиться в нескончаемые препирательства модераторов и пользователей. Все разногласия с модераторами решаются в личной переписке. Пишите модератору письма, а он уже будет решать - объяснять свои действия или нет. Кроме того, модератор форума, если он считает нужным, может сам объяснить свои действия письмом, направленным ко всем. Если вы с ним не согласны - поищите другую тусовку, с более демократичными порядками. Или создайте свою, такую, какую хотите.

Везде свои правила
В каждом комьюнити (сообществе), в каждом форуме или чате могут быть свои традиции этикетного поведения. И они могут сильно отличаться от того, что написано здесь. Поэтому, попав в чужую тусовку - прежде всего осмотритесь. Узнайте, кто тут модератор, каковы установленные им правила, как здесь принято общаться, а как - нет.

Авторское мнение
Все мнения и заявления, сделанные в сообщениях на форумах, в чатах, в дневниках и в комментариях к любым материалам должны восприниматься только как мнения человека, написавшего это сообщение, если только специально не оговорено другое. То есть если человек работает в какой-то организации, принадлежит к какой-либо группе, его письмо-статья совсем не обязательно представляет мнение всей организации или группы.

Что такое "оффтопик"?
Есть форумы или чаты, посвященные обсуждению какой-то вполне определенной темы (например - автоспорт). Не стоит бросаться в такие места с предложениями о продаже косметики или с обсуждением футбольных матчей. Кстати, совсем плохая идея - затевать «дискуссию о дискуссии» - обсуждение того, подходит ли данная тема для данного форума.

Что такое "оверквотинг"?
Как правило, когда в форуме пользователь отвечает на чье-либо письмо, исходный текст письма сначала цитируется (при этом он визуально выделяется отступом или другим шрифтом), а затем уже идет сам ответ. Это делается для того, чтобы остальные присутствующие поняли, что, собственно, комментируется. Самой распространенной ошибкой в этом случае является так называемый оверквотинг (overquoting) - избыточное цитирование. Потому что для того, чтобы был понятен ответ, почти всегда вовсе ни к чему цитировать все исходное письмо. Достаточно процитировать только ту часть, которая необходима для понимания ответа. Но нередко бывает так, что пользователь цитирует огромное письмо только для того, чтобы написать «Согласен» или «Подпишусь под каждым словом». Оверквотинг вреден, и его следует по возможности избегать.

Что такое "флейм"?
Флейм - это «спор ради спора». Когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно ругаться друг с другом - вот тогда и начинается флейм. Мы говорим про человека, что он разжигает флейм, если он: a) переходит по ходу разговора на личности; б) допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера;с) ведет дискуссию неуравновешенно;д) провоцирует скандал.Есть простое правило - никогда не стоит поддерживать флейм. Да, именно так: личные «наезды» следует оставлять без ответа. Игнорируйте скандалистов и «флеймеров» - и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные.

Что такое "флуд"?
Флуд - это поток сообщений, не несущих почти никакой смысловой нагрузки. Это такие сообщения, которые можно было бы безболезненно удалить (а точнее, не писать) без всякого ущерба для собщества. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое письмо в теме, причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и обычно выглядят как короткие однострочные сообщения: «Точно!», «Согласен!», «Подпишусь под каждым словом!», «Я тоже так думаю!», «Ух, ты!» и так далее. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создает бессмысленный трафик и увеличивает затраты.

Что это за странные значки?
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Смайлики - излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в письме. Однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один смайлик, ну два - но не двадцать.

Эмоциональная речь
Не стоит писать слова БОЛЬШИМИ БУКВАМИ - это воспринимается как грубый крик. Если вы хотите усилить эмоциональность своей речи, заключайте слова в звездочки или в знаки подчеркивания, например: "Я просто _уверен_ в этом".

Хотите выругаться?
Ей-богу, не стоит. В Интернете есть простое правило: никогда не пишите другому человеку того, что вы не решитесь сказать ему лично. Вы же не ругаетесь прилюдно? К тому же за оскорбления вас может жестко наказать модератор, да и в глазах других участников разговора вы будете выглядеть некрасиво. Если все же эмоции переполняют вас, дайте им простой выход - пробегитесь пальцами по клавишам верхнего ряда: @#:/№1!@# %^%&!! #$#%#$%!! - правда эмоционально получается?

Старайтесь не допускать грамматических ошибок
Письменная грамотность - то же самое, что устная вежливость. Сделайте минутную паузу, перечитайте свое сообщение, прежде чем его посылать, исправьте случайные опечатки - это будет ваш знак уважения к вашим собеседникам. А то вдруг там окажутся досадные ошибки, которые вы вовсе не собирались делать.

Сокращения
Многие «матерые жители Интернета» активно пользуются в своих сообщениях странными буквосочетаниями: имхо, asap и что-то еще в таком роде. Если вы встретите нечто подобное, не пугайтесь - это устойчивые сокращения, пришедшие из английской части интернета. И они всегда что-то означают. Список наиболее частых сокращений:
IMHO, имхо - "In My Humble Opinion" - «по моему скромному мнению»,
LOL - "Laugh Out Loud" - «я громко смеюсь»,
BTW - "By The Way" - «кстати»,
AFAIK - "As Far As I Know" - «Насколько я знаю»,
NFC - "No Further Comments" - «Я все сказал»,
WBR - "With Best Regards" - «С наилучшими пожеланиями»,
ASAP - "As Soon As Possible" - «Как можно скорее»,
AKA - "Also Known As" - «Известный также как:».
Если же вы знаток подобных фразочек - не спешите их использовать. Вас могут просто не понять, постарайтесь найти подходящие русские слова, их достаточно много.

Полезные мелочи - в чате
После того, как вы вошли в чат, иногда появляется желание сделать все, чтобы на вас обратили внимание. Самой большой ошибкой было бы часто повторять одно и то же предложение. Как правило, если после двукратного ввода одного и того же предложения на него никто не обратил внимания, то на него не обратят внимания и при последующем повторении. Но зато, многократно повторив одно и то же предложение, вы создадите проблемы другим участникам чата и заработаете стойкую антипатию к себе.

Не забывайте, что ваш собеседник - человек
Поскольку работа в сети осуществляется посредством машины, нетрудно забыть, что за ней "стоит" человек. Нередки ситуации, когда взрыв эмоций оскорбляет чувства тех, кто читает сообщение. Помните, что люди во всем мире читают Ваши слова. Не обрушивайтесь на людей, если не располагаете фактами в качестве аргументов. Нападки и бурчание лишь дают другим повод думать о Вас хуже, и могут отбить охоту помочь Вам в нужную минуту. Если Вы расстроены чем-либо (кем-либо), подождите до тех пор, пока Ваши чувства не "улягутся". Чашка кофе или просто отдых или сон могут сослужить Вам хорошую службу. Слова, произнесенные в сердцах, способны создать большие проблемы. Старайтесь не говорить даже наедине того, что Вы не сказали бы в полной народа комнате.

Не упрекайте администрацию сети, если кто-то из пользователей ведет себя недостойно
Иногда действительно бывает необходимо сообщить администрации о бе- зобразиях того или иного пользователя. А может быть, произошел сбой в программе? Или Ваше первое предупреждение где-то затерялось? Как бы то ни было, будьте вежливы с администрацией, ведь она может ничего не знать о конфликте. Спокойное отношение к происходящему позволит Вам рассчиты- вать на внимание и помощь.

Будьте кратки
Никогда не используйте десять слов там, где можно обойтись пятью. Чем длиннее Ваша статья, тем меньше людей сможет ее прочесть.

Аккуратнее с сарказмом и юмором!
Собеседники не слышат Ваш голос и не видят Ваше лицо; стало быть, даже очевидно смешная (на Ваш взгляд) фраза может быть неправильно понята ими. Тонкий юмор может запросто "потеряться", поэтому надо стесняться лишний раз показать людям, что вы шутите. В Сети для этого часто используют т.н. "смайлик" или :-) И все же часто сатира не снабжается такими смайликами. Если какое-то высказывание вывело Вас из себя, остановитесь и подумайте - может, это скрытая шутка? В таком случае, стоит ли заставлять окружающих думать, что у Вас нет чувства юмора?

Помните об авторских правах и лицензиях
Кто-то помещает материал в сети, и этот материал становится общедоступным... так ли это? Да, если только автор не сделал замечаний, ограничивающих распространение материала, и не снабдил их значком, означающим копирайт. С 1 января 1997 года в России действует уголовный кодекс, в котором предусмотрено наказание за нарушение авторских прав. Будьте особенно деликатны в этом вопросе, размещая в сети переводы текстов песен, статей и прочей продукции, защищенной авторским правом.

Не забывайте о ссылках
Если используете чью-то информацию, всегда ссылайтесь на источник. Не подавайте чужие мысли как свои (вряд ли Вы сами будете рады, увидев в сети чье-то послание с цитатами из ваших мемуаров без ссылки на автора).

Вот это я сейчас и сделаю!
Эти полезные советы я нашла здесь:http://molka-club.com/forum/topic25.html

Надеюсь, что соблюдение этих несложных правил сделает наше с вами общение приятным и непринуждённым!

Ещё о сетевом этикете Вы можете прочитать в заметке Секреты разумного диалога в блоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий