вторник, 20 октября 2009 г.

Скажи мне, чем ты занимаешься на досуге, и я скажу, какой ты

Становление личности происходит обычно в подростковом возрасте.
Очень важно, чем в этот период занимается подросток в свободное от учёбы время, то есть на досуге.

Что же такое досуг?

Во-первых, до­суг - это личное пространство и время жизнедея­тельности школьника.
Во-вторых, досуг - это зона отдыха, восстановления физических и духовных сил.
В-третьих, досуг - это возможность развивать свои способности и интересы.
В-четвёртых, досуг - свободное общeниe с интересными людьми.

Подросток сам выбирает, чем ему заниматься, как отдыхать.

Ценность досуга для подростков значительно выше учебной деятельности.

Итак, мне стало любопытно, чем предпочитают заниматься мои ученики в свободное от учёбы время, и я провела небольшое исследование этого вопроса, и вот что получилось:
  • оказалось, что подавляющее большинство моих учеников - а это 83% - не мыслят своей жизни без музыки Повышенный интерес ребят к музыке мне понятен, ведь музыка - это не только величайшее из искусств, с ней связаны человеческие эмоции, музыка воздействует на физическое и психическое состояние слушателя. Музыка помогает зарядиться энергией утром и заснуть безмятежным сном вечером. Она волнует сердца, она собирает толпы слушателей на стадионах и фестивалях, в консерваториях и концертных залах. Музыка даже способна лечить и исцелять душу. Правильно подобранная музыка может творить чудеса! Музыка - это жизнь. Это радость и печаль, спокойствие и волнение, любовь и агрессия. Разговоры о музыке - это разговоры о жизни. Но в последнее время меня всё больше и больше тревожит то, какую музыку слушают мои ученики. Часто это популярные современные песни весьма сомнительного и даже негативного содержания. Какие эмоции могут вызвать они у подростка? На какие поступки подтолкнуть? И вообще, кто должен прививать молодёжи вкус к музыке, кто должен контролировать то, что слушают дети?
  • 78% ребят испытывают потребность в общении с друзьям И это вполне объяснимо. Как считают психологи, подростковое «Я» еще неопределенно и pacплывчато. Подросток нередко ощущает смутное беспокойство или внутреннюю пустоту, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми просто необходимо для развития личности! Если подросток испытывает неудачи в общении, у него появляется внутренний дискомфорт. Общение воспринимается подростками как нечто очень важное.
  • 57% моих учеников проводит большую часть своего свободного времени перед телевизором или в Интернете Оказывается, подавляющее большинство нынешнего поколения детей воспитывают не родители, не бабушки и дедушки и не школьные учителя, а телевизор и компьютер. Такая "няня" рядом все 24 часа в сутки и в последнее время стала для подростков чуть ли не единственным "наставником" и источником различного рода информации. Несомненно, что с таким "учителем" юным зрителям очень удобно: его можно слушать, но не слушаться. Но можно ли доверять такому "учителю"? Ответ однозначен: нет!Чрезмерное увлечение фильмами, компьютером приносит вред, потому что обилие впечатлений утомляет нервную систему. Иногда кино и компьютер делается главным содержанием жизни подростка, из-за них он забывает о других обязанностях и о школьной работе. А ещё подросток очень быстро привыкает к пассивному удовольствию, ведь безвольное зрительное созерцание лишает его мыслить, воображать, таким образом развитие личности притормаживается. Ну а содержание современных фильмов и компьютерных игр зачастую оставляет желать лучшего.
  • 43% предпочитают активный отдых: занятия спортом, дискотеку или посещение театра, кинотеатра Не зря считается, что лучший отдых - это смена деятельности. Поэтому многие мои ученики умственную деятельность умело чередуют с физической активностью. Подростку, большую часть времени проводящему в школе, необходима после уроков разрядка, встряска. Танцплощадка, каток, стадион - лучшее место, где можно снять напряжение, усталость, выплеснуть свои эмоции. Посещение театра - это не только возможность приобщиться к прекрасному, провести время с друзьями или семьёй, но и возможность сменить обстановку, что тоже очень полезно.
  • 35% занимаются домашними делами или любимым хобби Что может быть полезнее сочетания умственного труда с физическим?! И это неудивитель­но, ведь физические нагрузки служат прекрасным средством вы­равнивания взаимоотношений нервных процессов в коре голов­ного мозга - возбуждения и торможения. Прекрасные «переклю­чатели» уставшего мозга - это работы по дому и в огороде. Прак­тически у всех моих учеников есть обязанности по дому. Однако некоторые из них воспринимают бытовой труд как «обязаловку». Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» отсутствуют в их сознании? Дом для них не понятие очага, а лишь место проживания. Не внося в свой быт чувства заботы, участия, нельзя сделать свой дом очагом добра, тепла и уюта. Но я рада, что в нашем классе есть ребята, которые принимают самое ативное участие в создании уюта в собственном доме. Заслуживают похвалы и подражания и те ребята, которые имеют любимое дело, занимаются в кружках, секциях, клубах, изобретают, опытничают, творят, узнают новое. Это делает их нужными, полезными и интересными людьми.
  • 26% любят читать на досуге книги Вообще, словосочетание "подросток и литература" сегодня навевает тревожные размышления, так как чтение в жизни современных тинейджеров просматривается весьма призрачным контуром. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости» и чтение не входит в число любимых занятий. Любопытно, что своё охлаждение к читательской деятельности подростки тем, что «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идёт поколение компьютеров». Избалованные калейдоскопичностью впечатлений, даваемых современной индустрией развлечений, подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Печально, но факт! Но мне приятно, что в нашем классе есть ребята, которые сумели сохранить любовь к чтению.
  • 22% предпочитают гулять на улице Прогулки на свежем воздухе - что может быть полезнее и приятнее, особенно в компании друзей и одноклассников! Важно, чтобы эти прогулки не превращались в бесцельное и систематическое шатание по улице, которое может подтолкнуть к совершению безнравственных поступков и правонарушений. Мы с ребятами любим устраивать прогулки, чаще это происходит после посещения театра или кинотеатра. Когда на улице хорошая погода - не хочется возвращаться домой. Мы долго гуляем по городу, рассматриваем достопримечательности, общаемся, смеёмся и фотографируемся.

Итак, подведём итог.

Считается, что досуг не может быть плохим или хорошим. Тот или иной досуг хорош, когда психологически оправдан.

  • Кто перенапряжен в школе, для кого дни там летят стрелой, тому полезен отдых-разрядка, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние.
  • Для того, кто считает, что его дни тянутся однообразно, скучно, нуж­на на отдыхе зарядка, активизация, встряска.

Социологи выделяют несколько типов личности по отношению к использованию досуга:

  • Одни люди стремятся к максимально полезному проведе­нию досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют выходные и каникулы. Как правило, очень много успевают.
  • У других интересы сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают все свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения.
  • Третьи отличаются пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской.
  • А есть люди, которые предпочитают проводить все время в обществе, совместных прогулках, беседах, походах, танцах.
  • Нравственно опасен для общества подросток-«времяубиватель», он не имеет никаких глу­боких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестоко­сти.


Ана­лизируя то, как проводят своё свободное время учащиеся, можно дать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности.


Источники статьи: http://www.mariland.ru/, health.km.ru

2 комментария:

  1. Марина Анатольевна очень интересная статья,я читала не отрываясь мне безумно понравилось,особенно тот момент где вы рассказываете о процентах учащихся чем и кто занимается.Очень познавательная и интересная статья!

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Анатольевна очень огорчает момент какую мы слушаем музыку((грустно, но это правда...А статья замечательная)

    ОтветитьУдалить