Этот пост посвящён правописанию корней с чередующимися гласными.
В экзаменационном тесте с этой темой связано задание В2, которое звучит так: "Из предложений (указаны номера) выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне".
Чтобы безошибочно выписать указанное слово, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных.
Их не так уж и много, поэтому выучить вполне реально.
Если вы подзабыли эту тему, то можно заглянуть на сайт Грамота.РУ.
Здесь вы не только получите полную информацию по данному вопросу, но и сможете выполнить тренировочное упражнение и сразу же сделать проверку ответов.
Мой совет
Выполняя тренировочное упражнение, НЕ ТОРОПИТЕСЬ!
Есть вероятность в спешке допустить ошибку.
Рекомендую также для тренировки пройти этот простой тест онлайн.
Чем больше будете тренироваться, тем лучше для вас!
Теперь хочу предостеречь вас от ошибок, которые вы можете допустить при выполнении задания В2:
Ошибка1. Неправильное вычленении морфемы (то есть части слова). Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-, как может показаться на первый взгляд. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-.
Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными. Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова рОсы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной.
Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание:
В каждой группе слов найди лишнее:
а) заря, зарядка, озарять, озарение
б) подгореть, выгорел, гора, сгорание
в) творог, творить, сотворение, творительный
г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой
д) макать, макет, обмакнуть
е) растение, растереть, возраст, расти
ж) умирать, замирать, помирить
Ну а теперь можно приступить к выполнению заданий формата ГИА:
В данных предложениях найти слова с чередующейся гласной в корне.
а) Когда миновали подъём, открылось широкое пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы.б) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаз.
в) Над рекой наклонясь, что-то шепчет камыш, а кругом на полях непробудная тишь.
г) Берёзы стояли все белые, без блеску, как только выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца.
д) Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.
е) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом.
ж) Метелица, сдерживая могучий трепет сердца, почти не дыша, пробирался вглубь.
з) Звёзды кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
и) Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины.
к) В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков располагалась постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки.
Ответы к заданию "В каждой группе слов найди лишнее"
а) лишнее - зарядка, т.к. в этом слове корень -ряд-, а в остальных -зар-;
б) лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
в) лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор-;
г) лишнее - косой, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
д) лишнее - макет, т.к. в нём корень всё слово, а в остальных -мак-;
е) лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;
ж) лишнее - помирить, т.к. у него корень -мир- с проверяемой безударной гласной И, а в остальных - корень с чередующейся гласной И.
Ответы к заданию "В данных предложениях найди слова с чередующейся гласной в корне"
а) выПИРали
б) подНИМается, заСТИЛает
в) наКЛОНясь
г) КОСнулся
д) проСКОЧить
е) наЧИНаясь
ж) проБИРался
з) БЛЕСТящими
и) РАВНины
к) ГОРячих, распоЛАГалась
P.S.: В комментариях вы можете поделиться своими результатами, а также высказать мнение о том, какое из заданий вызвало у вас наибольшие затруднения.
Большое спасибо за справочный материал, мне очень помагло)))!
ОтветитьУдалитьЯ рада, Настя, что с чередующимися гласными в корне ты разобралась! Но, судя по ошибке в твоём комментарии,:( тебе нужно ещё поработать над правописанием безударных гласных в корне!
ОтветитьУдалить