суббота, 18 сентября 2010 г.

Готовимся к диктанту!

На следующей неделе мои 9-классники пишут первый в этом учебном году контрольный диктант с грамматическим заданием. Поэтому эта статья написана специально для них! В ней я расскажу о том, какого типа на диктанте будут задания и как к ним готовиться.

Итак, начнём.
Задание 1
Сделать фонетический разбор слова.


Напоминаю, что фонетический разбор делается по определённому плану:
1. Разделить слово на слоги.
2. Поставить ударение.

3. Определить, какой звук дает каждая буква, записать его.
4. Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный: ударный или безударный;
б) согласный: * звонкий (сонорный) или глухой, парный или непарный;
                         *твердый или мягкий, парный или непарный.
5. Указать количество букв и звуков в слове.


Задание 2
Из указанного фрагмента текста выписать слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Приставку выделить.

Комментарий: перед выполнением этого задания необходимо вспомнить правило о правописании приставок, оканчивающихся на З-С. Это можно сделать с помощью блога "По уши в ГИА!"

Рассмотрим другой вариант задания 2:
Из указанного фрагмента текста выписать слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение). Приставку выделить.

Комментарий: и снова вам поможет блог "По уши в ГИА!"

Примечание. Данные задания сформулированы так же, как в экзаменационных тестах!

Задание 3
Сделать морфемный разбор глагола, причастия, деепричастия.

Комментарий: сделать морфемный разбор - значит выделить приставку, корень, суффикс, окончание, постфикс, основу.

Напоминаю, что в неопределённой форме глагол может иметь следующие окончание: -ТЬ (мечтаТЬ), -ТИ (выйТИ), нулевое (если глагол оканчивается на -ЧЬ - помоЧЬ).

Глаголы в настоящем и будущем временах имеют личные окончания: -У, -Ю, -ЕМ, -ИМ, -ЕШЬ, -ИШЬ, -ЕТЕ, -ИТЕ, -ЕТ, -ИТ, -УТ, -ЮТ, -АТ, -ЯТ.

Глаголы прошедшего времени имеют окончания: нулевое в м.р. (писал), -А в ж.р. (ждалА), -О в ср.р. (стучалО), -И во мн.ч. (бежалИ).

Глаголы могут иметь постфикс (-СЯ или -СЬ), который стоит после окончания: улыбалСЯ, прояснилоСЬ.

В прошедшем времени глаголы имеют суффикс -Л- (ушёЛ).

Задание 4
Выписать из указанного фрагмента текста по 1 словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.

Комментарий: вспомнить типы связи слов в словосочетании можно на блоге "По уши в ГИА!"

Желаю своим ученикам удачи на диктанте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий